Жизнь музыканта очень насыщенна благодаря многим концертам и репетициям. Они захватывают и дарят массу положительных эмоций. Но отыграв уже приличное количество концертов, получив кучу одобрительных отзывов и, может, даже дав несколько автографов, он начинает задумываться о том, чтобы записаться в студии. И так спустя несколько месяцев. накопив немного денег и проработав материал, он направляется в студию, предвкушая свою очередную победу на музыкальном поприще. Но если даже самый неудачный первый концерт почти любой музыкант вспоминает с теплотой и улыбкой, то воспоминания о первой записи в студии вызывают куда меньше положительных эмоций. В основном об этом событии не многие любят распространяться. После него все понимают: студия — это очень серьезно. Для многих музыкантов она стала камнем преткновения, переступить который и продолжить свой творческий путь многие так и не решаются, разочаровавшись в собственных силах и способностях.
Домашняя студия звукозаписи
Что становится причиной таких решений? Все очень просто. В отличии от концертов, где плохо отстроенный звук может скрыть даже грубые ошибки в исполнении и фальш, а харизма музыканта и умение работать с залом делает менее заметным его низкий уровень мастерства, в студии каждая ошибка слышна, и спрятаться больше не за чем. Некоторым неопытным музыкантам тяжело дается сыграть без ошибок даже элементарную партию аккомпанемента. Все это приводит к тому, что звукорежиссер нервничает, а музыканты начинают задумываться не только о том, что выбросили на ветер приличную сумму, но вообще сомневаться, стоит ли им заниматься музыкой всерьез. Нужно понять, что занимаясь час или два в день, добиться профессионализма в музыке очень сложно. Чтобы достичь этой цели, нужно не только иметь внутренний дар, но и многим пожертвовать, положив свои желания на алтарь музыкального искусства и посвящая многочисленные часы изнурительному труду над собственным мастерством.
Мало кто знает, что даже известные исполнители, имея в распоряжении полный состав музыкантов с концертным опытом, часто пользуются услугами более опытных сессионных музыкантов в деле звукозаписи в студии. Все только по одной причине — они не умеют работать с записью.
Имея кармане солидный финансовый запас, вы, конечно, сможете привлечь более опытных музыкантов, подключить к работе профессиональных режиссеров и техников и даже попросить исправить вашу партию, прибегая к редактированию и перезаписи бракованных участков. Но это напоминает анекдотическую ситуацию, когда после длительных безрезультатных попыток записать нормально гитарное соло грустный и уставший оператор говорит гитаристу: «Гамму играть имеешь? Сыграй, а я потом нарежу..»
Хочется напомнить, что, пользуясь услугами «наемников» и к тому же надеясь на мастерство режиссера в области коррекции и доводки материала, вашему произведению никогда не стать популярным хитом. Причина в том, что даже за большие деньги наемные музыканты не будут вкладывать в произведение душу, пытаться прочувствовать всю его глубину и часами просиживать над аранжировками, а работа звукорежиссера над неумело исполненной партией приводит к потере в качестве, но что хуже — в самой идее произведения. Нужно понять, что студия — это не сказочный город, а звукорежиссер не волшебник, так что на запись надо ехать только тогда, когда можешь спеть или сыграть композицию без ошибок и фальши, не прибегая к использованию различных эффектов и обработок.
Наилучшим и самым быстрым способом подготовить и себя, и своих коллег к серьезной студийной работе является регулярная запись в домашних условиях, что поможет не только лучше анализировать свою игру и исправлять ошибки. Благодаря таким записям можно создать собственный банк демо-записей, которые могут стать пропускным билетом на большую сцену для начинающих музыкантов. Да и к тому же домашняя запись — это увлекательное занятие само по себе особенно для тех, кто просто получает удовольствие от процесса творения чего-то своего и имеет возможность тратить на это занятие несколько часов в день.
Учитывая те особенности звукозаписи в студии, о которых мы говорили выше, мы пришли к выводу, что не стоит даже рыпаться в сторону профессиональной студии записываться, не подготовившись и без пробных домашних записей. Многие серьезно обжигаются, поступая не обдумано в подобных ситуациях. Так что не стоит ставить под удар свое творчество в начале пути.
В отличии от чужих и холодных стен студии, домашняя обстановка позволяет музыканту расслабиться морально, почувствовать себя комфортно. Никто не стоит над душой. Хозяин дома может сам устанавливать правила и может сам выбирать удобное для него время для занятий. Но хотелось бы отметить, что в домашних условиях, вооружившись желанием и солидной аппаратурой, можно записать не только демо, но и альбомы студийного качества, которые потом можно легко пустить в тираж.
Домашняя запись является очень популярной не только среди музыкантов-любителей, но и среди популярных исполнителей. Многие из них оборудуют комнаты для работы в собственных домах или квартирах.
Главной особенностью практически всех студий на дому является тихая работа. В квартире практически не реально записать работающий в нормальном режиме гитарный ламповый стэк или акустическую ударную установку. Основная причина этого — соседи, даже самые добрые из которых не выдержат подобного издевательства. Кроме того нарушение общественного порядка может привести к нежеланному знакомству с работниками правоохранительных органов.
Стоит всерьез задуматься о проблеме шумоизоляции. И не только из соображений сохранности спокойствия и нервов соседей. Дело совсем в другом: если инструменты можно записать «напрямую», используя аналоговую и цифровую коммутацию, то вокал иначе как «через воздух» не запишешь. В этом случае каждый проезжающий мимо дома трамвай может оставить помехи в записи. Еще одной большой проблемой для домашней записи может стать приобретение соседями домашнего кинотеатра с хорошей акустической системой, так как низкочастотные колебания, издаваемые сабвуферами, проходят даже через самые глухие стены. В этом случае проблему можно решить, договорившись с соседями о времени их киносеансов.
В случае, когда средства, да и количество квадратных метров оставляет желать лучшего, наилучшим решением проблем звукоизоляции станет приобретение кабинки для записи вокала. Сделать заказ на ее изготовление можно практически в любой фирме, занимающейся пластиковыми окнами и конструкциями. Нужно не забыть сделать в ней дверь, окно и кабельный канал.
Наиболее простым способом звукоизоляции комнаты может стать установка многопакетных пластиковых окон, а также оббивание стен старыми одеялами либо материалом по типу дарнита или войлока. Использование синтетических тканей не даст нужного результата. Чтобы внешний вид комнаты не пугал гостей, все это безобразие можно скрыть под пластиковыми панелями или тканью.
Если вы относите себя к неординарным людям с хорошим чувством юмора, можно для записи вокала использовать платяной шкаф. Здесь хочется отметить, что некоторые вполне состоятельные музыканты тоже прибегают к использованию шкафов, экономя квадратные метры и не желая загромождать свою квартиру различными кабинами и камерами. Шкаф является быстрым и удобным вариантом. Особенно хорош он для тех, у кого нет ни желания, ни возможности строить кабинку, так как в шкафу уровень реверберации и наличие лишних шумов минимальны, к тому же звукоизоляцию можно сделать за несколько минут из подручных средств.
Подготовив помещение (после чего квартира имеет весьма неприглядный вид), можно подумать о приобретении аппаратуры.