Все любят петь? А никогда не мечтали записать своё творение? Нет, нет, диктофоны, LIVE-версии – это, конечно, одно, но что если отнестись к записи песни профессионально? Не буду томить читателей ожиданиями. Приступим. Нам понадобится достаточно современный компьютер, микрофон, наушники и программа для записи и редактирования аудио.
Все любят петь? А никогда не мечтали записать своё творение? Нет, нет, диктофоны. LIVE-версии – это, конечно, одно, но что если отнестись к записи песни профессионально?
Не буду томить читателей МирСовeтов ожиданиями. Приступим.
Необходимое оборудование
Компьютер (будем считать, пункт выполнен, Вы же как-то читаете статью?).
Так как будет использоваться современный софт, требования к компьютеру также являются современными. Это: процессор Intel® Pentium® 4 или AMD Athlon® 64 (рекомендуется Intel Core™ 2 Duo или AMD Phenom® II), 1 Гб оперативной памяти, 2 Гб свободного пространства на жестком диске для установки, звуковая карта с поддержкой протокола ASIO или Microsoft WDM/MME, наушники/колонки, микрофон.
Микрофон. Несмотря на то, что он есть в списке пункта выше, микрофону стоит уделить отдельное внимание. Любители скайпа и караоке! Подойдут оба Ваши варианта (как микрофон с разъемом для компьютера – 3.5 мм, так и микрофон для DVD или музыкального центра, с переходником на 3.5 мм)! Если микрофонов несколько – нужно выбрать тот, качество которого превосходит. Зачастую отношение «цена-качество» сможет Вам помочь: более дорогостоящий микрофон будет качественнее, но бывают и исключения. Ваши уши – лучший помощник. Подключайте, пробуйте, слушайте! Примечание! Запись со студийного микрофона и дальнейшие действия при записи песни ничем не отличаются от записи с микрофона наушников. Если Вы обладатель студийного микрофона и не знаете с чего начать — эта статья так же окажется Вам полезной. Единственное отличие – самое важное в музыкальной сфере – качество. Оно будет преобладать в Вашей записи. Наушники. Возможно, Вам покажется странным этот пункт. Ведь источником вывода звука могут служить и колонки. Да и привычнее через них. Это так, но проиграть нашу песню через колонки мы сможем уже после записи. А во время неё желательно пользоваться наушниками. Иначе микрофон будет улавливать звук с колонок, избавиться от которого проблематично. Сама музыка должна играть отдельной дорожкой. Обращаю внимание читателей МирСoветов!
Наша задача — добиться максимальной тишины в помещении, где будет проходить запись. Закройте все окна, двери, выключите телевизор в соседней комнате и попросите сожителей помолчать во время Вашего пения. Чистая запись – прежде всего. Будет меньше хлопот при обработке, выше качество звучания.
Необходимые драйвера, программы
«Зачем они нужны, – скажете Вы, – если микрофон и так работает, а звукозапись записывает. В операционной системе Windows всё учтено!».
Это утверждение верно. Но, как известно, совершенству нет предела. Современные компьютерные аудиоредакторы вышли на такой уровень, что только аудио-гурман сможет отличить студийную запись от домашней: отредактированной, обработанной, т. е. доведённой до ума.
Для этого нам потребуется:
Аудиоредактор (на момент написания статьи используется Adobe_Audition_CS5.5_v4.0.1815). Очень мощный, стабильный. Ознакомиться с интерфейсом и впоследствии овладеть им Вы сможете уже после получаса работы.
Устанавливаем.
Драйвер Asio4All. Будет следить как за нашим микрофоном, так и выводить звук через наушники/колонки. Включается только во время записи/редактирования аудио, посредством программы-редактора. Драйвер необходим для незамедлительного, плавного процесса воспроизведения. Вкратце, этот драйвер избавит нас от всех возможных багов и только улучшит работу.
Устанавливаем. Примечание! Работа Adobe Audition возможна и через встроенный драйвер Microsoft WDM/MME (без предустановки Asio4All). В этом случае на компьютерах со средней производительностью возможны задержки, рывки, помехи при воспроизведении. VST-плагин iZotope Nectar. Этот плагин будет использоваться программой Adobe Audition и придаст Вашему голосу надлежащую окраску. Может сделать его мягче/грубее, сделать голос чётким либо размытым, может сделать так, будто вы говорите через динамик радио или вообще кричите в космосе! В плагин iZotope Nectar встроено множество готовых надстроек. Также возможно пойти не по шаблону и работать над созданием своего уникального стиля.
Устанавливаем. Примечание! Приведённые ниже программы можно без труда найти и скачать в интернете. Но, они платные (Кроме драйвера ASIO, он – бесплатный). Все необходимое программное обеспечение установлено? Не терпится приступить? Хорошо, сейчас настроим и будем записывать!
Настройка
Открываем программу Adobe Audition. Знакомимся. Видим множество незаполненных форм и, в целом, пустоту. Для начала работы необходимо открыть новую сессию. (File → New → Multitrack Session… или нажать Ctrl+N).
Заполняем форму (из скриншота ниже, скриншот был сделан после запуска программы и попытки начать новую сессию).
Для просмотра увеличенной картинки нажмите на нее Session Name: имя сессии, название Вашего проекта.
Folder Location: папка сохранения этого проекта и последующих. В указанном каталоге будет создан ещё один, с именем, идентичным Session Name.
Sample Rate (частота), Bit Depth (частота дискретизации), Master (Выход звука (Stereo/Mono/5.1)): технические параметры качества аудиозаписи. Желательно, дабы избежать проблем с записью с микрофона, выставить такие же цифры, как и для вывода звука в общем режиме.
Если вы не знаете, какая частота и частота дискретизации стоит по умолчанию (в общем режиме) – не беда. Заходим в «Пуск» → «Панель управления» → «Управление звуковыми устройствами» → «Динамики», нажимаете «Свойства» и во вкладке «Дополнительно» видим формат по умолчанию. Ниже приведу для читателей МирСoвeтов скриншот, чтобы было понятно, что искать.
Также приведу возможные варианты комбинаций:
- 16 Бит, 44100 Гц – Качество компакт диска;
- 16 Бит, 44800 Гц – Качество DVD-диска;
- 24 Бита и такое же количество Гц, по определению – студийная запись.
Ограничимся этими настройками. Для примера, в этом качестве Вы слушаете большенство mp3 песен на компьютере, плеере и т. д. Запись – вещь немного иная, но для начинающего уровня качества выше и не нужно. Да и не позволит аппаратура.
Обещанный скриншот:
Для просмотра увеличенной картинки нажмите на нее После того, как мы правильно заполнили все параметры новой сессии Adobe Audition, можно нажимать OK. Параметры будут зафиксированы и больше вопрос разрядности и дескритизации нас не побеспокоит.
Запись песни
Следующий шаг − самый важный и интересный.
Рабочее пространство. После открытия новой сессии, нашим глазам предстал Adobe Audition во всей его красе. Из скриншота ниже:
Для просмотра увеличенной картинки нажмите на нее
- Переключение между режимами Adobe Audition: Waweform и Multitrack. Режим Waweform – это режим сольного редактирования одного аудиофайла, режим Multitrack – режим с несколькими активными аудиодорожками (по умолчанию – 5, добавить ещё одну аудиодорожку можно нажатием горячих клавиш Alt+A).
Режим Multitrack (активен на скриншоте) мы будем использовать для записи. Он удобен тем, что как на каждую дорожку, так и на каждый файл в отдельности можно будет наложить отдельный звуковой эффект.
Приступим непосредственно к записи!
- Минус, найденный в интернете, т. е. музыку (без слов) добавляем на аудиодорожку 1 (Track 1). Это можно сделать, перетащив аудиофайл (любого формата) на полосу Track 1 либо из контекстного меню аудиодорожки (Insert → Audio File). Если при добавлении формат аудиофайла не будет совпадать с выбранным Вами форматом записи, то файл будет конвертирован.
- Включаем микрофон для записи. Проверьте, что микрофон подключен и нажмите Default Stereo Input в аудиодорожке 2 (Track 2), как на пункте 4 скриншота выше. После из списка выберите Ваш микрофон. Если у Вас стерео микрофон, то он будет находиться в списке Default Stereo Input → Stereo, если моно-микрофон, то Default Stereo Input → Mono.
Обратите внимание! Для записи, Вам необходимо включить режим записи, нажав на кнопку R (она подчеркнута в скриншоте 4). Та, в свою очередь, загорится красным. Включив кнопку I (она рядом с R), мы включим режим предварительного прослушивания и сможем слышать себя в режиме реального времени. Не пугайтесь, если ощутима задержка звучания. Её можно побороть с помощью драйвера ASIO (сейчас, используется драйвер по умолчанию − MME).
О настройке драйвера ASIO написано ниже, в отдельном пункте статьи.
Если при прослушивании Вы не ощущаете задержки или по каким-то причинам не можете/не будете устанавливать драйвер ASIO – можете приступать к записи.
Начинаем запись горячими клавишами Shift+Space либо кликом мыши по кнопке записи в программе (находится внизу, в центре, пункт 5 на скриншоте выше).
Можно в режиме реального времени контролировать запись. Она отображается в виде звуковых волн на мониторе (в окне аудиодорожки). Если уровень волн максимальный – отойдите подальше от микрофона. На столько, чтобы уровень волн записи совпадал с уровнем волн минуса (музыки, находящейся на аудиодорожке 1).
Очень важно во время записи использовать ПОП-фильтр либо ветрозащиту (которая обычно уже установлена на микрофоны с наушников). Иначе взрывные в русском языке буквы «Б» и «П» могут испортить Вашу запись.
Остановить процесс записи можно кнопкой «стоп» либо горячей клавишей «пробел».
Запись второй и последующих дорожек. Чтобы обеспечить хорошее звучание Вашей песне, Вам будет необходимо записать вторую дорожку: записать Ваш второй голос, Ваш бэк-вокал. Украшайте им те места, где необходимы интонационные усиления либо голос с первой партии слышно не чётко.
На второй дорожке желательно подпевать голосом отличным от основного вокала. Желательно использовать и отличные от основного вокала эффекты.
Это делает запись более экспрессивной и яркой.
Настройка драйвера ASIO
Напомню, драйвер ASIO используется для того, чтобы избавиться от задержки.
Он бесплатный, последнюю версию можно скачать с официального сайта (asio4all. com).
Включить драйвер ASIO (после установки) можно, кликнув Default Stereo Input → Audio Hardware. В пункте Device Class выбираем ASIO (пункт 1 скриншота ниже). Рядом видна кнопка Setting. По её нажатию откроются настройки ASIO (пункт 2 на скришоте). Ползунком мыши можем менять ASIO Buffer Size (количество сэмплов). Количество сэмплов меняет нагрузку на процессор. Рекомендуемое значение – 512. Если ощутимы рывки и проблемы в работе, необходимо увеличить количество сэмплов до необходимого уровня (работоспособного). Если у вас мощный процессор, количество сэмплов может быть уменьшено.
Для просмотра увеличенной картинки нажмите на нее
Редактируем аудио
Самая трудоемкая работа. Правда, необходимая. Ведь во время записи могут возникнуть проблемы бытового характера. К примеру, от эмоций Вы можете крикнуть в микрофон настолько сильно, что превысите рамки допустимого. Переписывать всю запись в таком случае необязательно.
Уровень звука. В зависимости от проблемы, её можно исправить.
Кликаем на дорожку и переходим в режим Waweform (пункт 1 на скриншоте ниже).
Если на записи в определённый момент Вы близко подошли к микрофону или сильно отошли, либо был слышен какой-то посторонний звук и Вы хотите его убрать – уменьшайте уровень звука в выбранной области.
Выделяйте проблемную область, как на скриншоте, пункт 2, и регулируйте уровень децибел перемещением ползунка влево/вправо. В режиме реального времени Вы сможете контролировать нужный уровень звуковых волн.
Если Вы вовсе хотите избавиться от звука в выделенной области, уменьшайте уровень децибел до минус бесконечности либо используйте контекстное меню → Silence.
Для просмотра увеличенной картинки нажмите на нее Убираем шум. Изначально записать материал без шума невозможно. Даже если Вы находитесь в звуконепроницаемой студии либо изолированном от внешних источников помещении. Шум издают электрические провода, да и, в конце концов, сам прибор.
Дорогие микрофоны (профессиональные, студийные) издают мало шумов, дешевые – больше.
К счастью, этот шум – монотонный, и убрать его в полуавтоматическом режиме не составит никакого труда.
Нам будет нужен сам аудиоматериал и запись исключительно одного шума (можно в одном файле). Достать запись шума – не проблема. Просто помолчите в микрофон и не делайте никаких движений.
Как убрать шум:
- Открываем аудиоматериал в режиме Waweform и выделяем отрезок без слов, с шумом (пункт 1 на скриншоте ниже).
- Нажимаем Shift+P или Capture Noise Print из контекстного меню выделенного участка. Таким образом, выделенный участок станет примером подавляемого шума (пункт 2 на скриншоте).
- В меню программы нажимаем Effects → Noise Reduction/Restoration → Noise Reduction (process). Либо открываем окно шумоподавления горячими клавишами Ctrl+Shift+P (пункт 3 на скриншоте).
Для просмотра увеличенной картинки нажмите на нее
Совет! Работа со звуком − очень сложная процедура. Это техника, а не волшебство. И если уровень шумов слишком высок – убрать его без потери качества практически невозможно. Также возможно появление артефактов, т. е. искажений, вызванных чрезмерной обработкой аудио. Чтобы избежать этого неприятного момента, советую читателям МиpСоветов использовать чистую запись примера шума. Без любых других звуков. Можете записать шум на более низкой громкости микрофона и использовать этот вариант в качестве источника.
При хорошей обработке можно добиться кристально чистой записи голоса (при соответствующем оборудовании). Но важнее всего просто добиться приемлемого слуху результата. Эффекты. Подключаем и используем плагины VST. Итак, слова записаны, очищены от шумов, громкость отредактирована и является одинаковой на протяжении всего трека. Но чего-то не хватает, верно?
К примеру, в песнях любимых исполнителей мы можем слышать немного эха в определённом месте, в другом месте – голос какой-то не естественный. Это нормально для звуковой индустрии! Это делает аудио запись более красивой и интересной для прослушивания!
К счастью, в этой области компьютеры зашли далеко и могут себе много позволить. В программе Adobe Audition есть большое количество встроенных эффектов и возможностей. Но я все же порекомендовал бы читателям МиpСоветoв использовать для некоторых целей программы сторонних производителей. К примеру, компания iZotope хорошо зарекомендовала себя в мире компьютерной музыки. Выпускает отличные эквалайзеры.
Для обработки вокала можете использовать VST-плагин iZotope Nectar. VST-плагины − специальные программы от сторонних производителей. Они без труда присоединяются к редактору Adobe Audition. При установке VST-плагины запрашивают отдельную папку для хранения своих «.dll» файлов. Таким образом, одним кликом могут быть установлены все VST-плагины, хранящиеся на данном компьютере. Чтобы подключить установленный плагин iZotope Nectar или любой другой, в Adobe Audition нажмите Effects → Audio Plug-In Manager (в контекстном меню программы).
Откроется окошко. Пункт 1 на скриншоте ниже.
VST Plug-In Folder – это та папка, которую Вы указали в качестве хранения VST при установке.
Необходимый плагин подчеркнут красным на скриншоте. Включаем его галочкой и нажимаем OK.
Теперь, нужно подключить плагин непосредственно к дорожке или к файлу. Кликаем по необходимой дорожке и из всех плагинов выбираем нужный (пункт 2 на скриншоте).
Обычно, у плагинов есть своё меню и, после нажатия на них, в окне эффектов (в нашем случае, после нажатия на iZotope Nectar, подчеркнут в пункте 2 скриншота), откроется отдельное окошко (пункт 4 скриншота).
Для нашего случая, для обработки голоса, в iZotope Nectar есть множество встроенных пресетов. При включенном предварительном прослушивании микрофона (должна быть активна кнопка I, пункт 3 скриншота) мы можем оценивать преимущество эффекта в реальном времени.
Для просмотра увеличенной картинки нажмите на нее Примечание! Большое количество одновременно включенных VST-плагинов/сильно мощных эффектов порой недоступно в режиме реального времени. Компьютер не может выдержать такую нагрузку, может быть заметно торможение, либо произведение вообще не происходит. В таком случае в режиме Waveform в окне эффектов нажмите Apply. Звук будет обработан VST-эффектом и перезаписан, этот файл больше не будет создавать нагрузку на процессор. Помните, отмена любых действий на один шаг – Ctrl + Z. На шаг вперёд – Ctrl+Shift+Z.
Сохранение песни
Финальный этап.
Убедитесь, что Вас всё устраивает. Прослушайте ещё раз запись в целом, от начала до конца, и можете смело сохранять Ваше творение.
Сначала сохраните сессию со всеми файлами, чтобы после сохранения и выключения программы Вы не остались с одним mp3-файлом, а смогли вновь открыть проект в режиме редактирования. Сессия сохраняется нажатием File → Save As (меню программы) либо горячими клавишами Ctrl+Shift+S.
Теперь можете сохранить сессию в аудиоформате. Предпочтительнее форматы wave/mp3. С понятиями частота и частота дискретизации Вы уже знакомы. В формате mp3, лучше всего, ставить максимальное качество – 320 Kbps. Сохранить сессию в аудиоформате можно из меню программы (File → Export → Multitrack Mixdown → Entire Session…). Финальное примечание! В статье описан основной план для записи песни. Для получения хорошего результата нужно будет потрудиться. А каждый конфликт нужно решать с помощью встроенных возможностей аудио редактора либо с помощью соответственных плагинов (дополнительных). Их множество, уверен, Вы без проблем сможете найти плагин, который будет решать именно Вашу проблему или делать звук именно таким, каким Вы хотите его слышать. Именно Ваши уши являются определяющей проверкой качества проделанной работы.
Если появятся вопросы – задавайте в комментариях. Желаю удачи и творческих успехов от имени MирCоветов.