Звукозапись дома. Идеи. Без иллюзий

Звукозапись дома. Идеи. Без иллюзийБлагодаря техническому прогрессу талантливые люди получили возможность оживлять свои музыкальные замыслы в домашних условиях. Да, качество работ будет разным. Не все являются профессионалами. Но у многих просто нет другой возможности осуществить свои замыслы, да и для некоторых интересных работ можно обойтись без дорогостоящего помещения. Конечно, дома можно записать и исполнить далеко не все, но никто и не пытается заменить своей комнатой студию. В этой статье, я собираюсь поделиться некоторыми практическими советами и идеями на тему звукозаписи в обычной жилой комнате. Если у вас найдутся дельные дополнения – присылайте.

Современная техника достигла вполне приличного качества и стала доступной, на нее не стоит списывать неудачи. Дело за главным. За знаниями, вкусом, умением и фантазией. Постоянно встречаются утверждения, что дома не стоит даже и пытаться получить запись приличного качества. Но все равно тысячи людей будут записывать и записываться дома. Дома комфортней в бытовом плане и отсутствуют ограничения по времени. Хотя кажущаяся простота процесса и быстрый результат поверхностного качества многим мешают получить более глубокие знания. Кто-то пойдет дальше, кто-то поиграется в звукорежиссера и забросит это дело.

Записывать можно любые звуки и инструменты, хоть литавры. Кто может запретить? Записаться то оно запишется, но будет ли звучать натурально и естественно или как попало, вот в чем вопрос. И соседи могут побить. А вот акустическая гитара вполне может получиться в записи очень даже прилично.

Если же работа со звуком ведется в областях синтеза и экспериментов, и отсутствует необходимости сохранить звучание именно этой мастеровой гитары узнаваемым среди других, то акустика комнаты уже ни так страшна.

Что же в домашней обстановке мешает производить звукозапись с приемлемым качеством?

Основных проблем две: посторонние шумы и никакая (точнее слишком КАКАЯ паразитная) акустика комнаты.

К шумам в помещении, где мы находимся постоянно, происходит привыкание, и мы перестаем их замечать. Но для качественной фонограммы они неприемлемы.

C шумами бороться непросто. Звук не червяк. Вопрос не в герметичности помещения. Насколько много звуковых колебаний проникнет от соседей и с улицы, зависит от материала стен, их конструкции и массы. Здесь мы ничего поделать не можем. Что уж есть — то есть. Обычную жилую комнату все равно никто не позволит застраивать внутренними стенами, наполнять стекловатой и превращать в спец помещение (в большинстве случаев). Так что с внешними шумами придется мириться и договариваться. Одно из решений — шкафы переставить к стене, за которой живут более шумные соседи и выбирать подходящее время для записи.

Изучайте режим жизни соседей. Например, летом в воскресенье утром, когда все на даче или спят, да и машин ездит меньше, бывает самым тихим моментом в жизни.

Окна должны быть закрыты. На дверную нишу изнутри комнаты хорошо бы повесить ковер или покрывало.

Для быстрого развешивания и прикрепления различных материалов очень удобно использовать пружинные канцелярские зажимы, они бывают разного размера и стоят недорого.

Все шумящие устройства вплоть до часов должны быть отключены или удалены из комнаты.

Не забудьте про блоки питания и дроссели освещения.

Стул, табуретка, тапки — не должны скрипеть.

Заранее учитесь не сопеть при включенных микрофонах.

Не пейте газированных напитков. Не употребляйте алкоголь при серьезной работе. Даже одна бутылка пива нарушает точность восприятия и действий. Хотя иногда творческий процесс без этого не получается ;).

Зеленый чай форева!

Не курите. Пожароопасность такой комнаты повышена, да и аппаратура будет служить дольше и работать качественнее.

Не ешьте галеты, сухарики и другую еду, способную оставить мелкие крошки на голосовых связках (особенно если собираетесь петь).

Не ленитесь разыгрываться, настраиваться и распеваться.

Старайтесь не петь по бумажке.

Современные технологии позволяют составить партию из множества мелких чудом удавшихся кусочков. Но энергетика крупных фрагментов исполненных не просто по памяти (тем более не по бумажке), а от души — гораздо выше. Приступая к записи, владейте исполняемым материалом, а не репетируйте перед микрофоном.

Компьютер необходимо выносить в коридор, кладовку, кухню или другую комнату.

Управление процессом, если вы не участвуете в записи сами, лучше производить из другой комнаты, пользуясь селектором для связи (очень удобно). Иначе придется использовать добавочный микрофон, пульт, наушники или мониторы.

Если вы собираетесь присутствовать в комнате, то можно удлинить шнуры ко всем устройствам управления компьютером (может понадобиться активный USB хаб с питанием, так как максимальное пассивное удлинение USB составляет 5 метров.) USB внешние видео карты тоже существуют (обычно их разрешение составляет 800х600, что вполне достаточно для процесса записи). Монитор предпочтителен плоский, со встроенным блоком питания. Можно пользоваться пультом ДУ для запуска и остановки записи. В продвинутом софте удобно настроить пару клавиш на синтезаторе (или еще каком либо миди устройстве) на включение-выключение записи.

Сигнал лучше писать напрямую, не используя пульт, если это возможно по замыслу и имеющимся тех возможностям.

Оцифровку в большинстве случаев (при нынешних стандартных мощностях) следует производить не ниже 24 бита 96 килогерц с максимальным уровнем записываемого сигнала, но не достигающим предельного значения 0 Дб .

Существуют неслышимые шумы, то есть различные электрические наводки. Иногда достаточно положить шнур от гитары на пол — и они появились. Повернулись с гитарой немного в сторону — и они исчезли :-). Наводки могут происходить отовсюду — стены, монитор, пол. Грустно когда у соседей включается придвинутый к ваше стене холодильник…

Устройства участвующие в записи должны быть подключены к одной фазе электропроводки. Если фон все же появляется, то попробуйте попереворачивать вилки в розетках, поменять положение проводов. Они должны, конечно же, быть грамотно распаяны и устройства подключены друг к другу согласованно. Правильное заземление конечно же приветствуется, но такая возможность есть также далеко не у всех.

Не экономьте на проводах и разъемах!

Потратьте заранее некоторое время и средства на приобретение или изготовление необходимых кабелей.

Акустика у обычной жилой комнаты никакая. Будем с ней бороться, пытаясь уменьшить отражения звуковых волн. Пространство на записи можно будет создать другими средствами.

Например комната прямоугольная, с одного торца дверь — с другого окно. Становитесь спиной к двери. лицом к окну в начале комнаты. Звук распространяется вперед по максимальной длине и гаситься задернутыми шторами. Часть его отразиться от штор, часть поглотиться ими же, часть пройдет и отразится от стекла. Опять часть отразиться от шторы в сторону стекла и часть пройдет сквозь нее, немного поглотившись достигнет микрофона с тыльной стороны и уже потом отразившись от стены за спиной исполнителя попадет с задержкой в микрофон с правильной стороны и далее снова отправиться в сторону окна. И так пока совсем не поглотиться. Тоже происходит с отражениями от пола, потолка, предметов мебели. Звук отражается даже от вас. Шерстяная кофта на записи в этом плане предпочтительней кожаного пиджака :-). Если же вы повернетесь лицом к ближайшей стене, то отражения будут гораздо более громкими и с меньшей задержкой.

Поглощающие предметы способствуют более быстрому затуханию волн, уменьшение количества отражающих поверхностей уменьшает количество отражений а избегание параллельных отражающих поверхностей не дает возможности возникнуть самоусилению некоторых частот, происходящем при многократном отражении волн между двумя поверхностями, расстояние между которыми пропорционально длине звуковой волны.

Много хлопот при записи и прослушивании доставляют стоячие волны. 2.50 -3 метра потолки. да еще такое же расстояние между стенами, рождают усиление частот в районе 125 и 250 герц. И никакие колонки за 100000 вас от этого не спасут. Поэтому в домашних условиях без контроля материала в наушниках при выключенной акустике не обойтись.

Экспериментируйте с местом для микрофона и исполнителем по плоскости комнаты и по высоте.

Со шкафов стоит снять дверцы. Если нет возможности снять — то хотя бы приоткрыть, образовав какую-никакую акустическую ловушку и уменьшив количество прямых углов между отражающими поверхностями. С книжных полок стоит снять стекла. То есть уменьшить количество вредноотражающих звук поверхностей. Если есть возможность повесить по всей комнате и на плоских поверхностях мебели шторы из плотного ворсистого материала, вроде бархата, то это решит многие проблемы.

Опять пример. Вы сидите на табуретке с гитарой рядом со шкафом. Звук отражается от поверхности шкафа в микрофон практически полностью. Но, если открыть дверцы шкафа, то часть звука поглотиться содержимым (обычно мягким), часть отраженного внутренностями шкафа отразиться внутренними поверхностями дверок и опять погасится внутри, а наружные поверхности дверок отразят звук в неперпендикулярном к основным поверхностям комнаты направлениям.

Ковры на стенах и полу приветствуются. Особенно, висящие на некотором расстоянии от стены. Деревянный брусочек можно подпихнуть сверху и ковер немного отодвинется от стены. Часть звука, проникшего через ковер и отразившаяся от стены отразиться от ковра опять же в сторону стены. Частоты, уровень которых будет уменьшен таким образом, зависят от этого самого расстояния до стены. Чем оно больше – тем поедаемая частота ниже.

Пальто, шинели, войлок, дубленки (мехом наружу) и прочее тряпье, большие сумки, наполненные тряпками и открытые сверху — это все может служить ловушками для отражающихся звуков.

Имеющиеся в доме пледы, покрывала, одеяла стоит развесить по открытым участкам стен и боковинам шкафов и стенок. Шторы и занавески задергиваются.

Очень удобно использовать такие черненькие пружинные канцелярские зажимы с петельками. Они отлично держат, их легко снимать-одевать и можно вешать на гвоздики и привязывать веревочками. Например, одеяло можно прищепит ими прямо на задернутые занавески, чем существенно заглушите комнату. А снять все — пара минут.

Прямоугольную коробочность комнаты нужно попытаться изменить путем создания наклонных по отношению к основным плоскостям поверхностей стен и потолка. Наклонный потолок — большая удача для комнаты в которой производиться запись.

Можно натянуть веревку, но не поперек комнаты, а под углом и повесить на нее плед или покрывало с ворсистой поверхностью. Удобно для этого использовать незадействованные микрофонные стойки. Особенно это пригождается при одновременной записи двоих исполнителей. Располагаем их в разных концах помещения лицом друг к другу, разделяя либо звукопоглощающим щитом либо занавесом, чтобы не лезли друг к другу в микрофоны. Хотя бы на метр-полтора от пола. Выше не всегда возможно, так как исполнителям необходимо видеть друг друга.

Можно натянуть веревки под потолком и на них разложить одеяла. Это существенно уменьшит отражения. Короче, творческий беспорядок приветствуется. -)

Микрофон должен быть направленным и закреплен не жестко, а на каком-либо подвесе чтобы колебания пола от хлопнувшей этажом выше двери или включенной в соседнем подъезде стиральной машины меньше отравляли жизнь.

Конечно возможно удаление фона в паузах между полезным сигналом вручную или при помощи плагинов, но если его не слышно в паузах, то это не значит что он не участвует в ухудшении основного звука .

Эквалайзером отсекайте частотный диапазон, неиспользуемый на данном треке. Например, если самая низкая нота в вашей вокальной партии — Х, то качественным фильтром уберите частоты все что ниже Х-тон. При записи акустической гитары, где нижняя нота —

80Гц, можно удалять все что ниже 70Гц. Конечно проверяется на слух и по спектранализатору.

Микрофон очень далеко от исполнителя ставить не стоит. Чем ближе — тем меньше паразитной акустики и шумов. Но не всегда близкое расположение микрофона позволяет получить естественный звук. Расстояние подбирается путем экспериментов в зависимости от желаемого звука.

Поп-фильтр для вокала (здесь описано как его изготовить в домашних условиях ) необходим не только для защиты микрофона от слюней и задувания. Он позволяет контролировать расстояние, что особенно важно при многих дублях, продолжении записи в другой раз и помогает неопытным исполнителям.

Глушите резонирующие поверхности (дека пианино и тд.)

В результате всех этих действий, количество шума. достающегося соседям, также уменьшится.

Может что еще вспомню, многие моменты кажутся само собой разумеющимися и не сразу удается заострить на них внимание.

Да, все НЕ, которые попадаются в различных руководствах по работе со звуком делятся на две категории:

1. НЕ, связанные с безопасностью людей и работоспособностью устройств. Это настоящие НЕ

2. Рекомендательные НЕ. Не столько запрет, сколько информация. Никого не должно волновать где, в каких условиях и как создана фонограмма, если она соответствует установленным требованиям и вам удалось реализовать свой замысел.

Для лучшего понимания происходящего рекомендую прочитать книгу Александра Радзишевского «Основы аналогового и цифрового звука» и заглянуть за полезными знаниями на сайт к Михаилу Лонгу на страницу литературы.