Какую программу выбрать для записи музыки

Какую программу выбрать для записи музыкиКакую программу выбрать для записи музыки

Какую программу выбрать для записи музыки? Такой вопрос встаёт перед многими начинающими музыкантами. Но прежде всего: а какую музыку Вы хотите создавать, записывать. Живую… электронную… в каком стиле?

Углубляясь в специфику выбранного стиля, выбор программ, и особенно плагинов как инструментов, часто более определённо характеризующих какой-то выбраный стиль, может быть самым различным. И тут в выборе можно «утонуть». Но страху нет. В выборе целей, направлений в музыке мы, скорей всего уже определились, теперь рассмотрим, какие программы, что делают в разных случаях, а также, назначение и принцип действия некоторых вспомогательных программ — плагинов. На то, краткий обзор…

Аудио рекордер и редактор

Например, для записи «живой» музыки используется программа для записи Аудио, т. е. программа, преобразующая внешний источник звука в формат цифрового аудио или WAV (от слова «wave», что значит волна или волновая форма звука). Записывать аудио способны любые аудио-редакторы, предназначенные для редактирования свойств аудио, а также редакторы-мультитрек, которые способны записывать и воспроизводить одновременно (только при записи, если карта многоканальная) много аудио треков. Так, например, если нужно записать барабанную сессию, соответственно уже может понадобиться для этого от 4-х до 16-ти аудио входов, которыми должна располагать звуковая карта. Из известных программ-аудиоредакторов, можно было бы обозначить такие, как:

  • Steinberg Wavelab – профессиональный аудиоредактор.
  • Sony Sound Forge – многофункциональный инструмент для редактирования аудио.
  • Adobe Audition – мощный аудиоредактор.

Редакторы мультитрек

…Вообще, необязательно для многоканальной записи иметь звуковую карту с множеством аудио входов. Работая в программе — мультитрек, можно записывать и при помощи обычной, (даже “дефолтной”) звуковой карты последовательно, трек за треком. Из программ-мультитрек, для примера можно выделить:

  • Pro Tools – семейство программно-аппаратных комплексов студий звукозаписи для Mac и PC, производства компании Digidesign.
  • n-track studio – простой мультитрек — редактор
  • Steinberg Nuendo – тот же Cubase (см. ниже), но без миди – секвенсора.
  • Adobe Audition – простой, доступный и надёжный мультитрек — редактор, с множеством функций.
  • Sonic Foundry VEGAS PRO — хороший мультитрек. После того, как Sony выкупила продукт у Sonic Foundry. программа претерпела немало трансформаций и теперь она работает ещё и как видеоредактор.

Существуют также программы, совмещающие в себе одновременно редактор аудиофайлов и мультидорожечный аудио редактор, как например Adobe Audition, которой лично сам постоянно использую, и в качестве редактора и в качестве мультитрек-студии.

МИДИ (MIDI) секвенсор

А для записи электронной музыки чаще всего используют специальные программы-секвенсоры. Это такие музыкальные программы, совмещающие в себе специальные редакторы MIDI-команд, которыми управляются виртуальные инструменты, встроенные в эту программу: различные генераторы, самплеры или VST(i) плагины-инструменты, подключаемые к этой программе-секвенсору. Также программой-секвенсором можно управлять и внешними, физическими («железными») MIDI-инструментами (клавиатурами с внутренними «мозгами», физическими банками звуков-сэмплов и т. д.).

Сохранённый результат работы таких программ – это обычно файл, специфичного для данной программы расширения, содержащий команды управления, т. е. элементы MIDI команд и специфичные для данной программы элементы управления. Такой файл обычно занимает не много места на жёстком диске (несколько килобайт). Поэтому, чтобы использовать это звучание в стандартных устройствах воспроизведения, необходимо преобразование этих данных в формат WAV (не обойтись без аудио редактора).

MIDI-секвенсор и мультитрек аудио рекордер – два в одном.

Также существуют устройства (программы), заключающие в себе возможность комбинирования задач, которые включают в себя создание как «синтетического» звучания (посредствам описанных выше MIDI-команд, управляемых виртуальными синтезаторами), так и записи внешнего аудио (вокал и другие «живые» инструменты). К таким программам относятся популярные:

  • Steinberg Cubase – “Куб” популярный многодорожечный MIDI секвенсор и аудио рекордер с фирменной поддержкой VST
  • Cakewalk Sonar – конкурент Кубэйса. Мощный редактор. Почти всё то же самое, но без поддержки VST (для этого имеет встроенный адаптер VST). Использует формат DX (Direct-X) (в который и преобразует VST-адаптером)
  • Logic Audio – мультитрековый MIDI секвенсор и аудио рекордер. Многие, работающие под Mac её хвалят.
  • Samplitude — как утверждают эксперты Самплетюд выдает самый чистый звук из всех существующих мультитреков. Поддерживает VST, VSTi, DX.
  • FL Studio – «народный» MIDI секвенсор и многодорожечный аудио рекордер: просто, доступно, надёжно.
  • Emagic Logic Audio — старая программа из серии МИДИ — АУДИО
  • Reason – очень интересная по качеству и возможностям программа из этой категории, фирмы Propellerhead .

Сам я больше предпочитаю FL Studio, но, правда только в качестве секвенсора, так как, по-моему, лучше в секвенсоре работать только с секвенцией, также как и в мультитрек-аудио рекордере, («заточенным» более под аудио) лучше работать только с аудио. Это то, что касается MIDI и Audio редакторов. Теперь немного о выборе плагинов.

Плагины (Plug-in )

Plug-in – дословно «вставить» или «установить». Плагины – это программные модули – дополнения, призванные расширить возможности аудиоредакторов или аудио-секвенсоров посредством интеграции в них. Например, при помощи VST плагина Addictive Drums, который установили и подключили к программе-секвенсору, мы можем создавать полноценное звучание барабанов, на что, к примеру, сам секвенсор не способен.

Плагины-инструменты разделяются на 2 типа: использования в качестве звуков построение сэмплов — “качественных снятий” аудио. Другой тип-метод — синтез звука при помощи различных программных алгоритмов генерации.

Таким образом, мы можем «компоновать» наши аудио программы при помощи различных плагинов под самые разные, более сфокусированные для нас цели. Как было замечено – плагин плагину – рознь. т. к. существуют плагины-инструменты, (например, VST(i) DX(i). «i» означает «instrument») и плагины-обработчики (процессоры) (VST (Virtual Studio Technology), DX (Direct-X) ). Из плагинов-инструментов можно было бы выделить для примера лишь некоторые:

  • синтезатор NI FM8 – программный эмулятор (с продолжением) легендарной физической линейки «клавишных» серии DX7 (Yamaha)
  • сэмплер Addictive Drums – достаточно качественный симулятор ударных инструментов.
  • VST(i) инструмент Vanguard – неплохой виртуальный инструмент для создания электронной музыки (в стиле транс и др.)
  • Edirol Orchestral – оркестровые инструменты.
  • Pianissimo — очень качественный сэмплерный эмулятор фортепиано, рояля.

А также многие другие plug-in’s, стоит только ввести соответствующий запрос в поиск , и результатом будут тысячи всевозможных вариантов, на самые различные вкусы, так же как и на VST – плагины процессоры. Вот также некоторые для примера:

  • Waves – обработка аудио «на все случаи» (в т. ч. устройства мастеринговой панели)
  • Sonitus:fx suite – хороший стандартный набор обработок звука.
  • Guitar Rig – симулятор цепей гитарного тракта (виртуальный гитарный процессор).
  • iZotope – известный Ozone 3 (4), профессиональная мастеринговая стойка.

и многие другие…

По поводу предпочтений

Например, кто-то считает Adobe Audition очень сложной и непонятной программой, а Cubase самой простой, удобной и самой лучшей… Так и есть, но только для того, кто так считает. Я же считаю Cubase сложной и капризной (личное, субъективное, возможно стеротипное мнение), а Adobe Audition интуитивно понятной, простой, лёгкой, надёжной, производительной — лучшей в своём роде, и для меня это так. Вам, скорей всего, придётся перепробовать различные аудио-редакторы, миди-редакторы, множество плагинов, прежде чем обретёте что-то своё “родное”. Но этот путь того стоит…

…Замечаю, как иногда музыканты слишком сильно зависят от «моды» — что сейчас популярно из софта, на тот и «пересаживаются» полностью. Конечно, за новинками следить стоит, но вот бросаться слепо за всем новым, забывая про все свои наработки, по-моему, как-то не разумно…

Итог

И подводя итоги, понятно, что однозначного совета, по поводу выбора программ для создания музыки, наверное, давать бессмысленно, т. к. предпочтения, стили и тип мышления у всех разные. Можно лишь предложить какую-то идею. Ну а дальше эта идея, возможно, претерпит призму чьего-то личного мировоззрения, да и «выльется» в какой-нибудь новый, несуществующий пока стиль…